Кто и как отвечает за музыкальность в паре?

(конспект нашего с Екатериной Корнеевой семинара 1 июня 2016)
Женщины часто спрашивают – что делать, если у нее иное слышание музыки чем у партнера? Должна ли она двигаться так, как ведет партнер, даже если он ведет мимо музыки?

«Классика» или как обычно

Обычно мужчина за все отвечает. Он должен попасть в музыку и собой, и партнершей. Партнерша в этом случае как кукла, которую танцуют. Я не считаю такой расклад парным танцем, однако этот вариант ролей тоже стоит уметь исполнять, т.к. он самый простой и распространен. И, даже если вы предпочитаете описанные ниже возможности, все равно этот вариант тоже можно использовать иногда, по настроению. Тоже вполне себе вариант.
Чем этот вариант плох? Тут совсем не задействована женская креативность и ее личность, так что игры не будет. Будет только мужское упражнение с бревном, с тренажером. Быть пассивной куклой женщинам приятно, но есть минусы: 1. Самой скучно никак себя не выражать. 2. Партнеру скоро становится скучно танцевать с марионетками, если зарплату за это ему не платят. 3. Она проиграет конкуренцию за хороших партнеров более интересным партнершам, которые в танце себя выражают и интересно играют с партнером.
Однако, есть мужчины которые хотят именно порулить женщиной, хотят полного контроля над ней и хотят сами полностью управлять музыкальностью. Если вам попался такой партнер – наслаждайтесь пассивной позицией. Ну или аккуратно попробуйте что-то из того, что описываем ниже. Если у него начнется паника и стресс, прекратите и вернитесь в роль послушной куклы.
Рассмотрим, что возможно еще, кроме стандарта «все делает мужчина». Здесь обращаюсь больше к женщинам, но мужчинам стоит это прочесть, чтобы правильно понимать, что она делает и зачем.

Музыкальность незаметно для партнера

Партнерша может обыгрывать слабые доли в музыке своими «украшениями» (маркада, ронд и т.д.) в рамках ведения партнера, не нарушая его ведение, а дополняя. Например, он двигается в сильные доли, а она успевает делать маркады в слабые доли ритмических фрагментов или делает ронды в поворотах обыгрывая мелодию. Она должна уметь это делать очень быстро, в пределах интервала между двумя сильными долями, т.е. в пределах одного такта, тогда партнеру не нужно «ждать пока она закончит», он вообще не обращает внимание на эти ее украшения и двигается в сильные доли.
Упр.для женщин – танцуйте дома в одиночку под танго-музыку, стараясь обыграть как можно больше слабые доли ритма и двигаясь в характер музыки. Это единственное упражнение которое научит вас танцевать.
Как обыгрывать характер музыки: динамика ваших движений должна соответствовать характеру музыки. Скорость вашего движения должна совпадать с текущей скоростью музыки. Если в музыке есть акцент, сделайте ускорение. Если музыка отрывиста (ритмична) двигайтесь отрывисто. Если музыка романтична, двигайтесь плавно. Если слышна мелодия, скрипка, вокал – двигайтесь плавно и заканчивайте движение одновременно с этим инструментом.
На уроках мы тренируемся как менять динамику движений, а тут понимайте головой как получится. Или приходите на уроки :)
Вот примеры быстрых женских украшений, не мешая партнеру (Пабло Родригес и Ноэлия Уртадо):
Я рекомендую женщинам тренировать это дома самостоятельно. Или у нас в школе на практике - танцуйте сами в одиночку как я.

Музыкальность заметно для партнера

Однако, партнерша может попробовать сама обыграть музыку дольше чем 1 такт, если партнер предоставит ей время для этого - будет ждать, пока она закончит и только потом поведет дальше. Он чувствует, что она что-то делает ногами внизу и еще не готова дальше двигаться. У него есть выбор – быть в режиме «джентльмен» и ждать пока она закончит, потом вести ее дальше, или быть в режиме «мачо» и вести ее дальше не давая закончить. В первом случае он ведет мягко, слушает, и ждет партнершу. Во втором случае он более директивен и не дает ей времени сколько она хочет, ей надо быстро успевать то, что успеет. Оба варианта имеют право быть. И партнер может переключаться между этими режимами как хочет даже в течение одной песни. Партнерше рекомендуем слушать – настроен ли он сейчас ждать ее, т.е. он дает ей сейчас время обыгрывать музыку как она хочет, или он ждать сейчас не настроен и требует от нее прекратить долгие украшения и сейчас двигаться дальше.
Упр. Для пар: мужчина включает либо режим «мачо» либо режим «джентльмен» не некоторое время (секунд 15), а партнерша старается ощутить в каком он состоянии, и соответственно либо успеват обыгрывать музыку украшениями быстро, либо, если чувствует, что он дает ей время, делает это дольше. Это упражнение позволяет развить чувствительность к настрою друг друга.
Вот пример как может выглядеть совместное творчество в обыгрывании музыки в парном танце (Серкан Гокчесу и Сесилия Гарсия):

Как показать партнеру, что ты не спортивный снаряд

Женщина может не только развлекать сама себя своим обыгрыванием музыки (как это описано выше), но и влиять на партнера, играть с ним.
Партнер в танце ведет не потому что он мужчина. Не потому что в ведении есть что-то особо мужественное. Он ведет потому, что он – 80-100кг мышечной массы, которая, когда двигается в определенном направлении, создает т.с. течение (реки), и женщине проще всего двигаться по этому течению, чем поменять направление. Ей проще всего купаться в направлении течения, поэтому она танцует в том направлении, куда он «ведет».
Однако, у женщины сохраняется возможность влиять на него, потому что он тоже человек, а не только масса. Например, если вы чувствуете, что он вас не слушает, если слишком директивно ведет и воспринимает как бревно, как тренажер, попробуйте привлечь его внимание к своей личности – например, в конце своего поворота коснитесь его ноги своей свободной ногой – «Эй!». Попробуйте тут сделать паузу и удержать вашу пару от дальнейшего движения, чтоб он остановился и обратил внимание на вас как личность, на ваши эмоции. Также вы можете менять плотность объятия – делать его более нежным или сильнее прижиматься, чтобы привлечь его внимание к себе.

Музыкальность корректируя партнера

Если вы ощущаете, что партнер ведет мимо музыки, попробуйте скорректировать тайминг пары.
Для этого важно танцевать не самой, а двигать пару, также как это делает партнер. В моем понимании парного танца не мужчина двигает женщину, а оба двигают пару (и в этом их роли симметричны). Представьте, что ваше круглое объятие это как если вы вдвоем несете большой круглый поднос. Задача обоих – двигать объятие, а не себя. Это значит, женщина двигает мужчину также, как он двигает женщину. Физическое воздействие идет в обе стороны, а не только от мужчины к женщине. Таково мое понимание парного танца.
Если партнер несет ваше общее объятие мимо ритма, попробуйте повлиять на это, чуть замедлив или ускорив себя и ваше объятие, чтобы вы стали попадать в музыку. Однако, не злоупотребляйте этим – мужчина может обидеться. Мой совет: если ваш партнер не попадает в музыку хронически – либо танцуйте с ним, как он ведет (пусть мимо музыки), либо не танцуйте с ним. Ведь если ты хочешь танцевать музыку – партнер тебе не нужен – танцуй одна. Мужчина тебе нужен, только если ты хочешь с ним играть, и это главное для чего ты вышла на танцпол. Если для тебя главное – попасть в музыку – танцуй одна, одиночные танцы.
Мужчины, попробуйте использовать все эти женские действия для обыгрывания музыки – созидайте вдвоем. Женщины, не спорьте с мужчиной, а предлагайте ему свои возможности (свое слышание музыки и свои навыки движения).

Музыкальность вынуждая партнера

Партнерша может влиять на музыкальность своим состоянием, своим тонусом. Когда вы более напряжены, движения получаются более отрывистые и сильные, так хорошо обыгрывать четкий ритм. Когда вы более расслаблены, движения получаются более протяжные, мягкие, так хорошо обыгрывать романтичную мелодию.
Обычно партнерше стоит своим тонусом отзеркаливать тонус партнера – если он напрягся, то и ей также напрячься, а если он расслабился, то и ей расслабиться. Но она может и сама также инициировать смену тонуса. Определяя сама свой тонус, она вынуждает партнера иметь с ней дело – с напряженной или расслабленной, и ее движения заведомо будут такими – резкими или плавными. Он не может это изменить сам. Так, определяя свой тонус, входя в определенное эмоциональное состояние, партнерша может, предоставляя партнеру себя такую, вынуждать его двигаться с такой же динамикой.
Вот пример как можно обыгрывать музыку меняя свой тонус (Орасио Годой и Сесилия Гарсия):

Музыкальность как игра с партнером

Мы рассмотрели для партнера два режима ведения – «мачо» и «джентльмен». Также партнер может быть в расслабленном, среднем, и напряженном тонусах. Партнерша также может быть в расслабленном, среднем, и напряженном тонусах. Кроме того, она может использовать состояния «кошечка», «снежная королева», «тигрица» и т.д. (которые мы проходим на других уроках). Используя этот алфавит состояний мы можем играть друг с другом. Игра – это когда два человека делают ходы по очереди, в зависимости от предыдущего хода оппонента.
Упр. Играем в паре состояниями и обыгрываем музыку. Партнер выбирает одно из состояний и находится в нем некоторое время (например 10 секунд, чтобы партнерша распознала), она отвечает выбором своего состояния. Он распознает ее состояние и выбирает в ответ новое свое.
Например: он начинает «мачо» среднего тонуса, она отвечает «снежная королева» среднего тонуса, он в ответ выбирает «джентльмен» мягкого тонуса, она выбирает «кошечка» мягкого тонуса, он меняет тонус на средний, она меняет тонус на жесткий и делает «тигрицу»…
Интересных вам игр!
(с) Андрей Крылов 2016