Структура музыки танго и ее танцевание. Такт, фраза, синкопы.

Структура такта в танго

Такт в танго состоит из 4-х долей: 1234.
1-я доля – сильная (самая громкая), 3-я – средняя, 2-я и 4-я – слабые.
Третью долю для упрощения перевода некоторые преподаватели называют "слабая" (хотя она средняя по амплитуде реально), что создает иногда некоторую путаницу.
На уроках русскоязычные преподаватели вслух сильную долю называют «раз!», а третью называют «и». Когда Вы слышите "раз!-и-раз!-и..." - это означает "1-3-1-3...".
Аргентинские преподаватели 1-ю долю называют tiempo ("тьемпо"), 3-ю - contratiempo ("контратьемпо").
Давайте послушаем, как звучат такты и сильные доли. Вот здесь хороший ритм:
В начале с 0:02 до 0:20 я насчитал 10 тактов (10 сильных долей = 10 "разов" = 10 по "1"). Получается композиция примерно по 2 секунды на такт. И далее с 0:24 слышны слабые доли.

Структура фразы в танго

Музыкальная фраза состоит из 8 тактов: 12341234123412341234123412341234. Если считать только сильные доли, то их восемь "раз".
Танцевание
Мы можем танцевать любую долю любого такта, какую хотим. Чаще всего танцуется первая доля, т.к. обычно она сама слышимая в музыке. Но, тем не менее - выбор за танцором.
Я буду танцуемые доли писать цифрами, а нетанцуемые прочерком. Например «1-3-» будет означать два шага - первый шаг в 1-ю долю и второй шаг в 3-ю долю.
"Попасть в долю" означает наступить в пол в этот момент.

Танцуем регулярный ритм. Танцуем "удвоения"

Обычно танцуем сильные доли (первые) - "1" – "tiempo": 1---1---1---1---1---1---1---1---.
Такой ритм танцевания проговаривают «раз!, раз!, раз!…».
Можно наоборот танцевать третьи доли - "3" - "contratiempo": --3---3---3-. При таком танцевании будут особые ощущения «вязкости» движения, как будто идешь в болоте.
Однако, обычно танцуются не тройки сами по себе, а делаются «удвоения», т.е. танцуется "1-3-1": 1---1-3-1---1---1-3-1---1---1---. Здесь на 2-м и 5-м тактах протанцованы удвоения.
Еще можно танцевать все 4 доли: 123412341234 – двигаемся в 4 раза быстрее чем обычно. Можно сделать это в одном выбранном такте: 1---1---12341---- (учетверение в 3-м такте). По физическим ощущениям это «пробежка». Чтобы это успеть, шажки надо делать очень маленькие. Смотрите Годоя, он умеет.
Итак, мы имеем несколько видов регулярного ритма:
  • 1---1---1--- (обычная скорость движения)
  • 1-3-1-3-1-3- (удвоенная скорость)
  • 123412341234 (учетверенная скорость)

Танцуем синкопы

Синкопа - это нарушение постоянной скорости движения, как бы «рваный» ритм, и реализуется смещением акцента с сильной в слабую долю.
Для танцора это означает шаг в слабую долю вместо шага в сильную. Синкопа танцуется используя 2-ю или 4-ю доли.
Вот синкопы: 12--1, 1--41, 12-41, 1-341, 123-1, --341, и т.д., задействуя доли 2 или 4 - слабые. Однако 1234 синкопой не является, это регулярный ритм.
(с) Андрей Крылов, 2012