Что такое «Ведение-следование»

Слову «ведение» на уроках танго обычно не дают четкого определения. Представляют, что это некая абстракция, которую совершает мужчина, в результате которой женщина двигается туда, куда он хотел. Абстракции нам ничем не помогут, давайте разберем конкретно.
Я в «ведении» выделяю два конкретных физических аспекта: 1. Инициатива. 2. Энергия воздействия. Это поможет нам разобрать все разновидности ведения и следования.

1. Инициатива

Инициатива – это кто первый начал движение. Это авторство. При этом не обязательно ведущий сам сделает то же самое движение, что и ведомый. Ведущий сам может делать одно, а вести другое. Например, тот, кто ведет очо, сам делает шаг в сторону, а не очо.
Инициатива это только самое начало движения, когда еще можно вернуться обратно, передумать или переиграть. Это по сути, «предложение» сделать данное движение.
Инициативу может проявлять как женщина, так и мужчина. Я не вижу в этом ничего гендерного. Женщины в жизни нередко делают предложения чем заняться и куда сходить («давай сходим в магазин за продуктами», «хочу сходить на этот мюзикл, давай сходим?», и т.д.). В танцах, особенно в московском танго, обычно инициативу проявляет мужчина. Я полагаю это связано с тем, что женщин не учат быть креативными и не учат проявлять себя на танцполе. Женщина, которая не проявляет никогда инициативу, на мой взгляд, не выражает себя, и я нахожу их довольно скучными. Полагаю, им и самим довольно скучно. Если она не умеет быть креативной, то ей приходится питаться креативом партнера. Я считаю это недостатком обучения в танго школах. Хотя, многим это, похоже, нравится.
Инициативу могут проявить оба: он предлагает одно движение, она в этот же момент предлагает другое. Если их предложения совпадают, то у них исчезает ощущение что есть «ведение» и появляется удивительное ощущение, что они танцуют в унисон. Если их идеи не совпали, то кто-то должен уступить. Обычно уступает женщина, потому что мужчин не учат слушать и мужчины не очень умеют быстро перестраиваться.

2. Энергия воздействия

Кто является мотором движения пары, кто физически сдвигает пару. Чьи мышцы больше работают. Кто тратит силы на движение. А кто позволяет себя двигать.
Принципиально, что я говорю, не о сдвигании себя, а о сдвигании пары, т.е. о вашем воздействии на второго человека. Вы должны двигать не себя лично, а объятие, т.е. вас обоих сразу.
Движение производится силой мышц ног (эта сила передается вверх через корпус и далее через объятие в партнера). Ноги есть у обоих. Так что двигать пару может как женщина, так и мужчина.
Однако, обычно в этом аспекте нет симметрии. Мужчины обычно больше весят и имеют более сильные мышцы и стоят на плоской подошве и часто двумя ногами сразу, т.е. очень устойчиво - именно для того, чтобы иметь возможность развить большую мощь физического воздействия (чтобы мог сдвинуть шкаф). Поэтому мужчинам двигать пару легко, и они делают это чаще. Женщины обычно меньше весят и имеют меньше мышц и стоят на шпильках, т.е. контакт с опорой у них слабее, поэтому им трудно развить мощь и двигать пару. Поэтому, когда пару двигает женщина, мужчине стоит подыграть ей и не создавать лишних физических трудностей – тоже включить свои мышцы, чтобы ей сдвигать пару было легко, но не настолько включиться самому, чтоб целиком все сделал сам. Отсюда следует, что если он не хочет, она его не сдвинет в большинстве случаев. Поэтому, чаще всего, позволять себя двигать женщине или не позволять – решает мужчина. Когда танцуют двое мужчин, танец может быть наполнен мощью, сильными движениями, и партнеры могут вести по очереди. Когда танцуют две женщины, особенно на шпильках, мощи мы не наблюдаем. Так что нет симметрии между мужчинами и женщинами в факторе «энергия воздействия», но физически воздействовать могут оба.
Если женщинам физически воздействовать на пару сложнее, то стоит ли им это тогда делать? Если мужчина умеет кричать громче, это не значит что женщине теперь надо молчать и вообще не разговаривать.

Виды воздействия. Надо ли напрягаться для «ведения»

Физическое воздействие бывает двух видов – либо давим с одной стороны, либо тянем с другой стороны. Например, чтоб сделать шаг влево, либо давим с правой стороны (налево), либо тянем с левой стороны (влево). Получается, вы либо тяните, либо толкаете.
Некоторые аргентинцы говорят что «толкать женщину некультурно», поэтому правильно тянуть. И даже если хочешь сделать шаг вперед (женский назад), не давишь своей грудью, а затягиваешь ее со стороны спины своей правой рукой назад (конечно не пальцами). Если делаешь шаг назад, то не давишь женщину в спину правой рукой (толкая ее на себя), а тянешь ее своей спиной за ее левую руку. (подробнее – на уроках)
Наиболее приятный вариант воздействия, когда ваше объятие движется целостно, т.е. когда вы и давите и тяните одновременно. Т.е. твои руки двигаются одновременно в одну сторону.
Некоторые плохиши «водят руками» т.е. энергию генерируют мышцами своих рук. Это некомфортно принимающему и напрягаются руки у ведущего. Если у женщины «нет сил вести», это значит она пытается вести руками, и конечно у нее нет сил руками мужчину сдвинуть.
Я предлагаю всю энергию для ведения создавать мышцами ног. Танцы – это работать ногами, согласны? Через таз сила воздействия ног передается в корпус и далее через руки в принимающего. Руки только передают воздействие. В этом случае в «ведение» включается все тело. И это уже не «ведение», а «танцевание» - ты работаешь своими ногами, в это включается все твое тело – ты уже «танцуешь», а не «водишь». Не надо «водить», надо танцевать. Сначала сам должен танцевать. Партнерше это передастся.

Как перестать водить и начать танцевать

Для мужчин, желающих прекратить работать на танцполе и начать танцевать:
Упр. Женщина держит мужчину за плечи , он ее не трогает, опустил руки. Он танцует простыми движениями. Она «следует» за счет хорошего контакта своими руками. Он вообще не думает про ведение, просто двигается в музыку. Она тренируется держать контакт и следовать. Он учится танцевать, а не водить.
Именно так должно работать в нормальном танце. Только в танце добавятся еще его руки и контакт станет еще лучше. Но ничего специального для «ведения» женщины мужчине делать не надо, достаточно просто двигаться самому. Если она не «следует» - это не его проблема, это она не умеет держать контакт, ей надо потренировать руки.
Что-то особенное для «ведения» надо делать, только если вы хотите сделать асимметричное движение – например повести ее на очо вперед, а сам сделать очо назад.
Поэтому у женщины не должно быт никаких проблем с "ведением", если она умеет танцевать, хотя бы на простых шагах. Она должна просто двигаться сама - танцевать. Второй человек должен держать контакт и сам следовать за ней. По крайней мере все основные элементы делаются так. И поэтому меня просто убивает, когда женская пара не может танцевать, имеют странные трудности, и садятся в ожидании партнера. Это значит что они обе так и не научились танцевать, совсем. Если б хоть одна могла двигаться по своей инициативе (а это и есть танцевание), а вторая держать контакт - все бы получилось.
Так что призываю всех - прекращайте "ведение-следование", займитесь танцеванием. Т.е. каждый должен сначала научиться просто сам двигаться под музыку. Потом в паре вы за счет объятия синхронизируетесь.

Как принимать воздействие

Чтобы позволить на себя физически воздействовать, важно не торопиться двигаться, не опережать своим движением того кто вас двигать собрался. Не опережайте его, создайте себе и ему ощущение что он вас двигает. Особенно касается женщин на их шаге назад – не торопитесь сделать шаг назад, позвольте мужчине вас туда сдвинуть. И в повороте отдайте ему контроль над вашими бедрами, чтобы он вращал ваши бедра, а не вы сами, станьте пассивным наблюдателем за тем, что он делает с вашим телом.
Принимающий воздействие должен так хорошо держать контакт, объединяя тела в одно целое, чтобы, например, мужчина чувствовал отдачу от болео в своем корпусе, и чтобы у него самого внутренности скручивались, когда он ее поворачивает. Вот что такое хороший физический контакт. От воздействия, в идеале, должна прилетать такая «обратка». «Воздействие» - это как шлепнуть по попе – ощущается не только попой, но и рукой. А если воздействие уходит как будто в пустоту, как будто бросаете мяч в бездонную яму, значит есть проблема с контактом. (подробнее на уроках по контакту в паре)

Виды следования

Если ведомый принимает только инициативу партнера, но не позволяет себя двигать, т.е. не принимает воздействие, то приходится головой догадываться куда ведут и двигаться исключительно своими силами. Это позволяет ведомому сохранить ощущение независимости, но и тело более напряженно. Это следование головой. И угадать не всегда получается. Ведомый старается слушать очень внимательно, весь превращается в ухо, чтобы все правильно понять. В таком случае ведомому кажется, что «следовать» это какое-то особое достижение. А причина в слабом контакте.
Лучше если ведомый принимает физическое воздействие, позволяет на себя воздействовать, и хорошо держит контакт (руки) для этого. В этом случае «следование» получается само собой. И ведомый может направить свое внимание на другие занятия – свое самовыражение и игру с партнером.

Виды ведения

Полноценное «ведение» - это когда один человек и инициативу проявляет (является автором движения) и воздействует физически на второго, чтобы его сдвигать. Один активен, второй пассивен. Ведущий самовыражается, ведомый становится инструментом. Это создает ощущение слияния в одно целое, но за счет того, что ведомый исчезает как персона. Но за счет красивого платья ведомую хорошо видно. Танец становится монологом ведущего.
Возможны и другие расклады, в которых в ведении участвуют оба: например, один проявляет инициативу, а второй двигает пару. Или оба двигают пару. Когда ведут оба, может возникнуть ощущение, что нет ведения, никто не ведет. Получается ощущение совместного творчества. Это создает больше единства, на мой взгляд, чем когда полностью ведет один.
Попробуйте разные варианты, это интересно ) Что понравится из ролей – можно потом воплотить в своей личной жизни.
(с) Андрей Крылов 2016