Где подстелить соломку? Графики кризисов и эмоций при обучении навыкам
В статье популярно описано, через какие фазы проходит ученик при освоении новых навыков, когда и через какие кризисы проходит, как к ним подготовиться. О чем должен предупредить преподаватель. Психология нормальных людей и прошареных. Для учеников и педагогов.
Ожидания «нормальных» людей
«Нормальные» люди ожидают, что чем больше учишься, тем большему научишься. Чем больше тратишь своего времени, тем пропорционально больше будет результат. На рисунке показана такая пропорциональная «кривая научения». Люди ожидают, что каждый урок/месяц/год принесет пропорциональный рост навыков. Чем больше посещено уроков, потрачено месяцев и лет, тем больше будет рост. Кстати, в танго-объявлениях при поиске партнера люди пишут, сколько лет занимаются, как будто это отражает квалификацию.
К сожалению, затраченное вами время не всегда конвертируется напрямую в навыки как курс рубля к доллару. Частенько бывает, что время тратится, а толку мало. И кривая научения оказывается не такой прямой, как на этом графике ожиданий. Если что-то не совпадает с ожиданиями, то человек расстраивается. Например, если за урок нет очевидного прогресса, то «нормальный» человек делает вывод, что преподаватель плохой или, как по крайней мере, лично ему не подходит, «плохо объясняет». Если за месяц нет очевидного прогресса, то либо «надо менять школу», либо обрушить свою самооценку, считать себя глупым и неспособным.
Нормальные люди ожидают, что объяснения и упражнения на уроке будут просты и понятны, что к концу урока появится новый небольшой навык, а к концу месяца появится набор навыков. Если такое впечатление у человека появляется, то эта школа называется «хорошей», а преподавателя в отзывах называют «хорошим». Потому, чтобы стать «хорошим», преподаватель должен не учить, а давать легкие задания и хвалить учеников в любом случае. Нормальные люди очень любят похвалу.
Как ощутить себя «талантом» и как стать «педагогом от Бога»
Процесс обучения может оказаться и более успешным, чем ожидания (см. рисунок). Это кривая запоминания. Такое происходит, например, при запоминании иностранных слов. Достаточно несколько раз повторить и навык растет быстрее, чем затраченное время. Если все время обучения навыку разбить поровну на три этапа, то уже 1й этап принесет высокий результат. На рисунке показано, что 80% успеха получены за первую треть урока/месяца/года. Это приносит ученику восторг от скорости своего обучения и, если такое происходит уже не первый раз, он начинает считать себя талантливым («я быстро схватываю!»), у него повышается самооценка, а своего преподавателя в восторженных отзывах называет «педагог от Бога!».
Как стать «педагогом от Бога»? Надо давать человеку задачи, которые не требуют формирования нового навыка, а требуют комбинирования уже имеющихся навыков. Например скажите ученику лично, как будто "по секрету", интимным голосом "ты сделай не просто шаг, а одновременно поверни корпус". " -Вау! Получилось, спасибо!!". Именно такие бестолковые мелочи, которые быстро получаются, нормальные люди и ценят больше всего. Нормальные люди верят, что именно всякие секреты и делают человека мастером. Кроме того, будут в восторге от вашего внимания и персонального отношения. Они станут связывать свои успехи с вашими подсказками, а не своими трудами, и впадут в зависимость. Будьте осторожны, а то начнут на вас молиться ))
Эта кривая обучения означает, что обучения новому навыку НЕ происходит. И это означает, что если вы получаете удовольствие от обучения, вам легко, вы имеете успех уже в начале обучения (урока/курса/месяца/года), то вы не осваиваете новые навыки, а только комбинируете имеющиеся и тренируете память. И это означает, что если вы кажетесь себе талантом, то это автоматически не так. И если преподаватель у вас явно «педагог от Бога», значит это не обучение новому, а профанация.
Рекомендация преподавателям: все приходящие к нам учиться являются изначально «нормальными» людьми с ожиданиями, что сразу все будет понятно и хорошо получаться. Они этого ожидают, и если это не получат, то решат «видимо это не мое», «мне это не дано» и уйдут, так и не узнав, что могли бы научиться. Поэтому стоит новичкам давать простые задания и все время хвалить. Это укрепит их веру в себя. Заодно они будут хвалить нас, нашу педагогику. Возможно, назовут вас «педагог от Бога». Это надо выдержать и не воспринимать всерьез. Это пройдет, когда вы дадите им настоящие задачи. Вот тогда-то вы узнаете, что хорошо учили их только в начале.
Сам я делаю не совсем так. У меня задача помочь им повзрослеть, поэтому сразу стараюсь предупредить, что «будет медленно и больно», и не надо насчет этого переживать и принимать на свой счет. Вы все научитесь, позже.
Как происходит освоение нового навыка на самом деле
Освоение НОВОГО НАВЫКА выглядит вот так. Поначалу успех меньше ожидаемого, позже успех растет выше ожидаемого. За сходство с буквой S эта кривая называется S-образной (S-shaped learning curve). Это не кривая запоминания новой информации (которая была выше), это именно формирование нового двигательного навыка. Это в школе и институте мы тренировали память, и привыкли к той веселой кривой, которая была выше. А вот это то, с чем мы столкнемся, например, на спортивных тренировках. Разберем, что происходит с эмоциями человека, который оказался на такой настоящей учебе.
На первом этапе обучения, который занимает не меньше трети времени обучения любому навыку, а может занимать вообще большую часть времени – прогресс очень слабый. Ученик ощущает себя лузером, неспособным к освоению, начинает подозревать «это не мою», «я не смогу». На этом этапе человек находится в стрессе и у него капитально падает самооценка. Обычно «нормальные»люди на этом бросают обучение. Если вы «нормальный» человек, если вы не из тех, кто «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус», то кривая никуда дальше не пойдет. Дальше человек переключается на более простые задачи, где он привык сходу получать радость успеха (см. выше веселую кривую профанации и запоминания).
На этом первом этапе ученика надо поддержать морально. Старшие товариши, которые уже осваивали этот навык, поддерживают его - говорят ему – у нас тоже так было, мы через это прошли и ты пройдешь, не сдавайся. Но «нормальный» человек уже думает, что они все таланты, а вот ему лично – не дано. Поэтому дайте ему прочитать эту статью. Мое мнение: нету талантов, есть люди, которые бросили занятия и те, кто не бросил. Есть те, кто на занятиях удовольствие получают (в т.ч. от общения друг с другом и от шуток педагогов), а есть те, кто старательно тренируются как в спорте.
Из вышесказанного и двух графиков следует, что:
- если вам легко учиться, если урок понятен – не надо радоваться – надо расстраиваться – вы ничему новому не учитесь.
- если вы ничего не понимаете, если ничего не получается, если затраченное время не вознаграждается – радуйтесь – вы осваиваете новое.
- хотите освоить что-то новое – ищите то, что совсем-совсем не получается. Если начали тренировать что-то новое и оно быстро стало получаться – бросайте – это не поможет, и ищите дальше то, где будет полный швах.
- если преподаватель изложил вам оценку ваших навыков так, что обрушил вам самооценку и «размазал по стенке» - радуйтесь – значит нашли того, кто хочет научить вас чему-то совсем новому. Если преподаватель вами доволен – до свиданья.
- если вам тяжело, плохо, самооценка у плинтуса, мозг ничего не понимает и возмущается – отлично, вы находитесь в учебном процессе, все идет как надо, продолжайте заниматься. Скажите своему мозгу, что он не самый умный и чтобы не мешал.
Стресс новичка
Именно в этой фазе находятся люди в начинающей группе. Они в постоянном стрессе от попыток освоить новые навыки. У них рушится самооценка. Они теряют веру в себя и хотят бросить учебу. Все эти эмоции очень понятны, но посмотрите на S-образную кривую научения и вы поймете, что все в порядке, что так и должно быть. На этом этапе вам предстоит освоить морально-психологическую устойчивость. Она вам потом пригодится еще не раз. Это же не последний раз вы начинаете осваивать новое. А все новое сначала вообще не получается, это просто признак нового. Не принимайте это на свой счет. Это не вы неспособны, это доказательство наличия новизны. Все, кто этому научился, в т.ч. ваши преподаватели, прошли через этот этап. Не получается – радуйтесь – вы на верном пути. Хуже было бы, если б получалось.
Как правильно стрессировать людей
Преподаватель должен правильно выбирать уровень сложности заданий: если задания будут слишком легкими, то люди будут справляться, и от этого будут в восторге, но ничему не научатся, обучение будет долгим; если задачи будут слишком сложными, то люди впадут в расстройство и сбегут.
Ориентиром можно взять правило 50%: уровень сложности брать такой, чтобы за урок только 50% учеников понимали задание и справлялись с задачей; чтобы каждый ученик смог выполнить только 50% материала, данного за урок.
Если вам легко и понятно – радоваться не надо, это значит преподаватель дал вам слишком простое задание и надо дать вам упражнение потруднее. Если вам трудно и непонятно – хорошо. Впереди вас ждет радость понимания.
Радости и расстройства продолжающих
Когда вы преодолеете первый этап, самый долгий и тяжелый, начнется второй – будет ощущение прорыва и здесь вы будете ощущать постоянный прогресс. Навык наконец станет ощутимо расти и быстро. На этом этапе вы будете рады, что наконец-то «все стало понятно» и возникнет эйфория. Будете удивляться "и как это я раньше не понимал?". Вам будет казаться, что теперь уж прогресс всегда будет только расти. Очевидно, вы уже догнали своего преподавателя, начинаете перерастать и совсем скоро вы догоните звезд. Вы выучили имена звезд, которые совсем скоро станут вашими друзьями и пакуете чемоданы в новую чудесную жизнь. К сожалению, этот этап будет недолгим. Тут у меня один совет – морально готовьтесь, что этот прорыв был временным и скоро кайф закончится.
После этапа эйфории, который характерен для продолжающей группы, люди в старшей группе утыкаются в некий потолок – навык почти перестает расти. И теперь каждое небольшое улучшение требует все больших усилий. Опять начинается расстройство. Оказывается, волшебное открытие, сделанное недавно, вовсе не вечно. Волшебство прекратилось и головой ощущаешь упор в какой-то невидимый потолок. Самооценка снова падает, т.к. становится ясно, что звездой в этот заход стать не удалось, а казалось бы оставалось совсем немного.
Некоторое время вы еще походите по инерции к своему педагогу, но вскоре разочаруетесь в нем и его методах обучения – вам становится ясно, что все что он мог – он вам уже дал. Разумеется, виноват преподаватель, самое время в нем разочароваться, раз он не развивает вас дальше чудесный образом - очевидно вы его теперь переросли, и вы идете искать другого, "более квалифицированного". Поскольку теперь, вы полагаете, догнали своего преподавателя, то самое логичное – пойти учиться к самым звездам – нам нужен новый волшебник, с которым снова будет чудесный рост. Тут "нормальные" люди делают одно из первых своих открытий "учиться надо у звезд!". Проблема, очевидно, в преподавателе. А поскольку у нас уже запакованы чемоданы к звездам, то теперь идем учиться к тем, кто скоро станет нам ровней.
Расстраиваться тут не надо. Надо радоваться – вы закончили трехфазовую S-образную кривую научения по этому навыку. Отметьте это шампанским. И начинайте поиск нового навыка, которым теперь займетесь. Это может быть та же тема, но на более глубоком уровне, начнете более продвинутый уровень навыка.
Итого, освоение нового навыка (на каждом уровне его освоения) пройдет в три фазы– 1. страдание, 2. эйфория, 3. расстройство. Вы будете проходить эти фазы довольно часто, поэтому со временем станете относиться к ним более спокойно. С опытом страдание новичка превратится в озабоченность, эйфория продолжающего превратится в радость, а расстройство завершающего в удовлетворение.
Как жить дальше после разочарования в педагоге?
Процесс обучения за долгий период (годы) превратится в периоды S-образных научений и периоды простоя, в которые навыки не растут. Большую часть времени вы проведете в расстройстве. От того, что навыки не растут, а когда пытаетесь учиться – не получается. Изредка будут короткие фазы эйфории от средних фаз S-образных кривых. И столько же будет утыканий в свой потолок. Потом долгие периоды поиска как же продвинуться дальше (отмечены смайлами). Для продвижения нужно искать что-то принципиально новое. Как распознать «новое» - читайте в предыдущем разделе. Да, вас снова ждет начинающая группа, в определенном смысле. Ищите того, кто «размажет вас по стенке», «ткнет носом» и т.п. Но теперь вам будет уже легче – вы уже знаете что такое «стресс новичка» и вам будет легче проходить эту ломку повторно. Теперь вы уже «продвинутый», а это означает только одно – вы знаете как устроен учебный процесс, вы морально-психологически устойчивы к «не получается», радуетесь критике, не интересуетесь похвалой, не переживаете за самооценку. Понимаете, что все эти кривые – не про вас лично, это объективные закономерности учебного процесса. Знаете, что на какой бы фазе вы сейчас ни находились, это не хорошо и не плохо. Вы просто идете по дороге. И подбадриваете новичков «у меня тоже так было, ничего, ты справишься, не бросай», «понимаю, все через это проходят, продолжай тренироваться». Сами вы можете иногда впадать в состояния «я знаю, что ничего не знаю», «понятно, что ничего не понятно», которые говорят о том, что вы начали понимать, что такое учебный процесс. Вдалеке будет уровень «мастер» - когда вообще не думаешь о самооценке, а просто учишься и развиваешься.
Переучивание
А, допустим, вы уже что-то умеете и хотите улучшить навык. Позади застой, навык не растет давно. Вы идете на новый курс к новому преподавателю, и, как «нормальный» человек, ожидаете, что сейчас будет резкий рост. Вместо этого происходит расстройство. Этот новый преподаватель говорит, что вы все делаете неправильно и пытается вас переучить. Естественно, старым способом делать запрещает и успешность сразу падает. Вместо ожидаемого роста у вас провал. Самооценка не хочет роняться и возникает желание бросить этого негодного преподавателя - «мне стало только хуже!». Однако, хочу вас обрадовать – вы попали на U-образную кривую переучивания (U-shaped learning curve). Конечно, вы можете прервать это расстройство и вернуться к старому способу - получится как на рисунке. Друзьям скажете, что это плохой педагог, негодный доктор, неправильная техника, плохое лекарство, от которого становится только хуже. Вобщем, дадите отрицательные отзывы. В этом вы можете оказаться и правы.
Но может быть и так, что вы продолжите свое переучивание. В этом случае яма будет глубже, готовьтесь морально. Зато потом может произойти подьем и выйдете на новый уровень. И будете высокомерно смеяться над теми, кто сдался, испугавшись временной ямы.
«Верь в себя»?
Как выбрать – что именно осваивать? Жизнь показывает, что именно в том, где мы считаем себя специалистом, находится главный провал. Он маскируется под умение. Поэтому выбирая, что именно улучшить – обратите внимание и на то, в чем вы не сомневаетесь. Для педагогов – чему учите других, возможно, именно этим плохо владеете сами. А то, что считаете своими слабыми сторонами, могут оказаться не столь слабыми и даже, окажется, недооцениваете свое умение. Настоящий провал прячет себя от вашего взора. И он очень завязан на самооценке. В чем считаете себя умехой? Что считаете зазорным осваивать?
Как становятся «нормальными»
В детстве ходим в школу, потом в институт, где все обучение направлено на тренировку памяти. Каждый получает 15 лет стажа тренировки мозгов. От этого наш мозг начинает считать себя гением и уверяется, что ему все должно быть быстро понятно, что он все быстро схватывает и быстро учится. Но мозг учится совсем не так как тело. Мозг действительно способен что-то понять и запомнить за пару минут. Телесные навыки осваиваются совсем иначе. Кто из нас имел опыт освоения двигательных навыков в спортивной секции – понимает, что за год нельзя научиться хорошо играть в футбол, а за один урок нельзя освоить один финт достаточно хорошо, а можно только начать его осваивать. Поэтому тем, кто занимался спортом, и от этого уже перестал быть «нормальным», обучение танцам дается психологически легче. Освоение двигательных навыков – это процесс, постепенное улучшение и шлифовка в течение долгого срока.
Как перестать быть нормальным. Эпилог?
«Нормальный» человек радуется, когда получается. Расстраивается, когда не получается. Ценит свои успехи и любит похвалу. Нелюбит критику, ибо это боль. Хочет как можно дольше находиться в состоянии радости. Хочет верить, что владеет навыком и увязывает свою самооценку с наличием навыков. Подозрения в своем неумении считает возмутительным.
Я предлагаю быть не «нормальным»: радоваться когда не получается (значит нащупали новое) и расстраиваться когда получается (значит это уже не новое), искать критику (поможет найти новое) и игнорировать похвалу (не информативна), позитивно относиться к любой смене учебных фаз (динамика это хорошо); получать удовольствие от применения навыка и не заниматься самооценкой. Однако, «нормальные» люди так не делают и вы можете потерять своих «нормальных» друзей, т.к. перестанете понимать друг друга.
Если вы все же решите остаться «нормальным», то хотя бы более спокойно воспринимайте свой стресс новичка, если не хотите радоваться этому состоянию как я советую )). Ну, или там шоколадки ешьте – поощряйте себя как-то за обучение и стойкость. Я несколько раз начинал обучение заново в начинающих группах в разных школах, чтоб заново поработать над базой. Я бы сейчас предпочел заплатить тому, кто «размажет меня по стенке» и отправит меня в начинающую, был бы почти счастлив. Сейчас, когда у меня бывает стресс, я думаю «вот обидно кардиодатчика с собой нет, было бы интересно пульс записать». Не бросайте учебу, вы тоже станете толстокожим.
p.s. learning never ends
(c) Андрей Крылов 2018