Как не бояться выступать. В танцах и устно.

Я помню, какой страх у меня был перед первым выходом на сцену. После первого танца перед вторым, мандраж только усилился и я вообще плохо стал воспринимать происходящее и слышать музыку, кажется у меня тогда даже ногу свело во время танца и продолжал дотанцовывать со сведенной ногой, а после выступления партнерша кажется дала выпить таблетку от головы. Это при том, что я тогда уже умел неплохо выступать устно и студенток возбуждало слушать мои доклады. Но и в устных выступлениях моя уверенность зависела от аудитории – перед профессорами заметно волновался. С тех пор я выступал и в танго-ресторане, и на свадьбе, и за деньги. Я помню все эти проблемы страха публичных выступлений и хочу с вами поделиться, как их решил, потому что считаю рецепт универсальным.
Я не буду говорить стандартные советы «делай что страшно», «иди на свой страх». Это трудный мазохизм, хотя понятно, когда решишься, страх будет слабеть – чем чаще выступаешь – тем легче. Но страх перед выступлением, как говорят опытные известные актеры, у них все равно остается. Давайте копнем поглубже – в причины страха. И я расскажу как избавился от своего.

Откуда страх

Боишься выступать – это боишься ошибиться, сделать не так, боишься забыть, оступиться, сбиться, боишься что людям не понравится, что не будут хлопать или вообще опозоришься. Возможно, перед выступлением рисуешь в голове ужасные картины, как тебе свистят и улюлюкают, показывают на тебя пальцем и смеются над тобой или молча осуждают с укором. Вобщем, боишься за свою самооценку, она может пострадать. И это правда, она может пострадать, страх разумен.
Вот эти все посторонние люди, от которых ты, в принципе, никак не зависишь, но их мнение о твоем выступлении тебе почему-то жутко важно. Почему? Почему тебе важно их мнение?
Если ты артист, который продал билеты на свое выступление, то да, тебе должно быть важно их мнение. Чисто прагматически. Но наверняка вы не продали билеты на свое выступление. Вы выступаете нахаляву для зрителей.
Ты показываешь людям, как ты танцуешь. И тебе жутко сильно важно их мнение об этом. Почему? Это ключевой вопрос.
Если ты запишешь видео как занимаешься сексом и выложишь – будет ли у тебя такой же мандраж - а вдруг освистают, вдруг им не понравится, а вдруг не будут хлопать? Не будет.
Если выложишь видео как ты ешь или прямо перед этой публикой сядешь за стол и станешь есть у всех на виду – будешь ли переживать – «а вдруг я облажаюсь?», а «вдруг им не понравится?». Не будешь.
Потому что когда ты ешь или занимаешься сексом – ты это делаешь для себя, твоя задача – получить удовольствие. А когда танцуешь – ты это делаешь для кого? Для зрителей? Нет, когда выступаешь, то делаешь это ДЛЯ СЕБЯ – чтобы поднять себе самооценку, поэтому тебе важно их мнение. Выходя на сцену, ты хочешь что-то ПОЛУЧИТЬ от них – их высокую оценку тебя. Это не альтруизм, это инфантильный эгоизм. Отсюда страх. Тебе от них что-то НАДО и ты боишься это не получить. Это разумный страх, потому что, действительно, ты можешь не получить то, что хочешь или ПОЛУЧИТЬ не то.

Решение

Когда ты идешь на день рождения в гости с подарком – ты не знаешь заранее реакцию одариваемого – понравится ли ему. Но ты не боишься особо. Ты не думаешь, что вся компания на дне рождения будет смеяться над тобой из-за твоего подарка. Ты понимаешь – ну да, может не угадаю, может ему не понравится, но мандража нет. Почему? Потому что это подарок. А дареному коню, как говорится, в зубы не смотрят. Т.е. вот бери нахаляву. А если не хочешь – не бери, не проблема. Обычно нахаляву берут всё ).
Твое выступление перед людьми – это тоже халява для них. Они же не платили за твое выступление. Я предлагаю вам считать ваши выступления ПОДАРКОМ. И именно с этой целью выходить выступать – чтобы сделать людям приятно, чтобы ДАТЬ им радость, показать им интересное, новое для них. Выступать не для того, чтобы ПОЛУЧИТЬ от них оценку, а чтобы ДАТЬ им то, что ты можешь. То, что ты можешь на сегодняшний день. Как можешь, так и дать. Это как если к тебе пришли гости, и ты готовишь им еду. Ну что смогла, то и приготовила по-быстрому. Что было под рукой, то и дала. Постаралась конечно, как могла. Но это подарок им и ты не боишься, что они будут свистеть. Выступление – также. Не считай выступление своим экзаменом, считай это халявным подарком зрителям. Даже если они заплатили за билет – все равно – выходи чтобы подарить им что-то, ну что сможешь. Что получится, то и ПОЛУЧАТ. Лучше сготовить хоть как, чем оставить гостей голодными. Конечно, надо продолжать учиться готовить, но это не мешает кормить людей прямо сегодня своей неидеальной стряпней. Идеальной она не станет никогда. Я предпочитаю, чтобы женщина меня кормила сегодня, не через много лет когда она научится прекрасно готовить, потому что жрать я хочу прямо сегодня. Лучше сейчас как сможешь, чем идеально когда я умер от голода.
В устных выступлениях также – думайте не об оценке вас, а старайтесь говорить эмоционально, интересно, уверенно. Как выступление. Если это презентация проекта по работе – по содержанию они подискутируют, но вы сосредоточьтесь на манере подачи – ведь вас слушают ЛЮДИ, и значит говорить надо так, чтобы им было ПРИЯТНО СЛУШАТЬ. Надо не идеально доложить, а сделать людям приятное, ну насколько получится. Это как произносить тост на чужом дне рождения.
Для сравнения: Р.Гандапас (известный тренер ораторского мастерства) рекомендует решаться на публичные выступления ради удовольствия от преодоления (страха выступления), получать каждый раз удовольствие от преодоления, каждый раз нервничать и преодолевать и получать от этого удовольствие. Если примете мое решение, то не будете получать этого удовольствия от преодоления, потому что преодоления не будет, а будете получать только то альтруистичное удовольствие, как когда дарите подарок на день рождения и возможно человеку будет приятно, и вам будет приятно от того, что сделали приятно ему.
Чтобы не получить травму от первого выступления, типа «я больше никогда не хочу выступать, наверно это вообще не мое» Р.Гандапас рекомендует готовить выступление: «чем меньше у вас опыта, тем больше уделите времени подготовке выступления». Согласен. Но это не про много лет учиться перед тем как выступать, это про много дней поготовить номер для выступления.

Смирись

Боишься, что выступишь не идеально? Конечно, так и будет – неидеально. Это правильный страх, но тут бояться нечего, идеально все равно не будет. Просто знай заранее, что идеально не будет в любом случае.
Даже если ты считаешь что получилось идеально – все равно большинство людей имеет другие взгляды и ценности, чем твои, и просто не оценят твое идеальное выступление, и им все равно не понравится. Смирись. Заранее. Хотят, чтоб было как им нравится – пусть наймут артиста себе по вкусу и заплатят ему. Надо ли адаптироваться к интересам публики – это тебе решать, зависит от твоих целей. Обычно в выступление стоит вставить какие-то ширпотребские штуки (скажем голые женские ноги, махи ногами, финты ногами, акробатика, хмурение бровей, игра лицом, паузы и зависания типа между нами чувства), чтобы широкие массы были довольны. Нюансы техники шага они все равно не оценят, а вот в чем одеты - это их волнует.
И чем больше выступаешь – тем легче. Все равно кто-то будет спать в первом ряду, потому что ночью не спал, а кто-то будет приставать к соседней девушке и поэтому не слушать.
Идеально не будет, но к этому надо стремиться. Многим не понравится, но это не важно.
Если вам страшно – значит вы думаете не о том, чтобы принести людям радость, а о том, чтобы получить их аплодисменты. Я предлагаю повзрослеть - быть самодостаточными и дарить людям избыток своих сил, а не искать их одобрения как от родителей в детстве.
В итоге, я надеюсь, вы постепенно придете к тому, к чему я – потеряете интерес к выступлениям (и к мнениям зрителей о себе). Но сначала надо перестать их бояться. Для этого я предлагаю вам встать в позицию альтруиста, дарителя, думать о том, чтобы зрителям ДАТЬ приятное, интересное. Не думая о том, как они оценят. Фокусируйтесь на подарке. Сделайте его. Лучше хоть какой, чем никакой.
(c) Андрей Крылов 2018